Сегодня мы поговорим о построении человеческой головы. Раньше я занималась тем, что рисовала портреты на заказ. Хотя...и сейчас рисую, но это не основная моя деятельность. Так вот, главной проблемой было то, что человек, который заказывает портрет не очень хорошо представляет себе сам процесс рисования.
Из-за этого иногда приходилось рисовать либо с оооочень маленьких фотографий, где не видны детали (был случай, когда мне дали групповое фото 30 человек 10х15см и тыкнув пальцем в одну из голов, сказали "вот этого нарисуй".), или очень "зернистое" или темное фото.
Многие портретисты, рисующие на заказ, помимо этого сталкиваются с еще одной очень интересной проблемой...давайте будем откровенны - не все люди красивые. Кто-то, может, даже сам это признает, а кто-то промолчит, но, тем не менее, тоже это признает.
Но что есть красота?
В случае с заказчиками (по их мнению) - максимальная похожесть рисунка на оригинальное фото.
Со стороны художника - максимальная похожесть рисунка на оригинальное фото + выразительность глаз + больший эффект объема портрета, чем на самом фото + симметрия + пропорции приятные глазу.
"Рисовать с фото - признак дурного тона", "рисование по фото ничему не учит"- так считают некоторые художники. И таких людей не мало. Отчасти они правы - рисование по фото не научит разделять лицо на плоскости, не научит светотеневым отношениям и их зависимостям, рисование с фото не заставляет нас включать мозг на полную мощность. Но рисование по фото полезно в плане развития памяти - мало того, что голова запоминает некоторые формы и приёмы, тем самым пополняя "мозговую библиотеку образов", но и руки без труда со временем могут нарисовать овал лица и не промахнуться с местоположением носа и глаз. Отчасти, рисование с фото - это полезно, но... можно развиваться дальше, изучая основы и части лица отдельно от самого лица.
"Фото искажает реальность, рисуйте с натуры"
Чтобы рисовать с натуры голову человека, нужны знания. Сидеть, смотреть и рисовать силуэт и пытаться пристроить глазницы, понять, как же нарисовать чертов второй глаз, чтобы он не отличался от левого...нет, без знаний построения головы ничего не выйдет. Ну, выйдет, конечно, но такое будет стыдно показать кому-либо, хоть это рисовалось с натуры, по рекомендации матёрых художников.
И да, искажение на фото есть только при съемке на 100мм объективы и меньше, всё что больше - искажает минимально за счет меньшего угла захвата.
Что же нам даст изучение основ? Помнишь, я делала схему мурен? По точно такому же принципу и рисуется голова. Зная где что находится, мы сможем нарисовать её в любом ракурсе. К примеру, тебе дали фото, где человек повернут не очень удобно для рисования, да и не очень эстетично, а ты возьмешь и развернешь его так, чтобы рисунок выглядел круто и живописно. А? Как тебе такая идея?
Или фото, на котором не видно половины лица. Ты без труда сможешь построить лицо целиком, если знаешь основы. То есть, если ты планируешь работать рисуя на заказ, тебе не придется отказываться от доброй половины портретов только потому, что фото не качественное. Больше заказов - больше довольных заказчиков.
Поэтому стоит научиться разбивать лицо (тут должна быть точка, но...нет.) на плоскости. Я подготовила несколько схем, которые тебе пригодятся. Некоторые из них можно почерпнуть в учебной литературе. Возможно, что с первого раза выйдет кривовато, но тут главное - дело практики. Чем больше - тем лучше.
Второй секрет успеха в рисовании портрета, это, конечно же, глаза. Это не значит, что нужно рисовать длинные ресницы для большей выразительности или ярко очерчивать веки. Контраст играет важную роль, но только на глазном яблоке. "Живость" придают блики на радужной оболочке и зрачке, которые подчеркивают выпуклость формы глаза и блики на белке , которые также подчеркивают объем, но не только того, что находится под веком, но и всей глазной впадины. Про это будет отдельная статья.
Третье - рефлексы. Добавив рефлексы даже только на крупные детали портрета (овал лица, например), ты создашь визуальный эффект большего объема, чем на исходном фото, где этих рефлексов и в помине нет. Это круто.
Помимо всего этого не стоит забывать про симметрию, даже если человек, которого ты рисуешь не очень симметричный. Скажу по секрету,"красивое лицо" - симметричное лицо. Конечно, можно долго спорить, что должны быть большие глаза, пухлые губы и так далее, но эти критерии не всеобъемлющие. Я, к примеру, не люблю пухлые губы, а кому-то нравятся далеко-посаженные маленькие глаза. Но если лицо при этом будет симметричное, то оно будет казаться нам красивым. Не забывай про ось симметрии, которая проходит ровно посередине лица. Нос и губы двигаются вверх и вниз, в зависимости от пропорций. Не в бок, а только по вертикали. А вот глаза двигаются от оси симметрии и в бок, то приближаясь или отдаляясь от неё, и вверх-вниз. Всё зависит от пропорций. Но всегда стоит начинать рисовать именно с оси симметрии, чтобы рот и нос находились на одной линии, и никуда не уехали - так сохраняется целостность картины.
Пропорции...Да, мы можем всех подряд подогнать под классические пропорции, которые описываются в любой учебной-рисовальной литературе. Кстати, очень занятная тема для изучения. Но хоть ты тресни, у всех свои пропорции. Если у тебя, к примеру, близко-посаженные глаза, то ты уже не вписываешься в пропорции "расстояние между глаз равно длине одного глаза". А если я нарисую тебя именно по "стандартным" пропорциям, то ты не будешь похож сам на себя. Это плохо.
Если я начну рисовать диснеевскую принцессу по той же классической схеме, то выйдет, мягко говоря, черт знает что, а не уникальный диснеевский стиль. Стиль - это особенность, какая бы то ни была - от пропорций до даже инструментов рисования. Мультяшный стиль, реализм, полу-реализм - всё это имеет место быть. Изучение различных стилей расширяет твои знания и возможности, пополняет твою "мозговую библиотеку".
Я сделала схемы только (!) по расположению носа, рта, глаз, а ты только представь, что есть вариации по формам, длине, ширине этих самых глаз,ртов и носов. Если ты рисуешь с фото на заказ, то не подгоняй человека под свои пропорции, а ищи его уникальные пропорции (как тогда, ориентирные точки у мурен или любого другого животного ). А если ты рисуешь не на заказ, то у тебя есть огромное поле для полёта фантазии, ведь можно поиграться с формами и их местоположением. Но всё равно не забывай про ось симметрии.
Из-за этого иногда приходилось рисовать либо с оооочень маленьких фотографий, где не видны детали (был случай, когда мне дали групповое фото 30 человек 10х15см и тыкнув пальцем в одну из голов, сказали "вот этого нарисуй".), или очень "зернистое" или темное фото.
Многие портретисты, рисующие на заказ, помимо этого сталкиваются с еще одной очень интересной проблемой...давайте будем откровенны - не все люди красивые. Кто-то, может, даже сам это признает, а кто-то промолчит, но, тем не менее, тоже это признает.
Но что есть красота?
В случае с заказчиками (по их мнению) - максимальная похожесть рисунка на оригинальное фото.
Со стороны художника - максимальная похожесть рисунка на оригинальное фото + выразительность глаз + больший эффект объема портрета, чем на самом фото + симметрия + пропорции приятные глазу.
"Рисовать с фото - признак дурного тона", "рисование по фото ничему не учит"- так считают некоторые художники. И таких людей не мало. Отчасти они правы - рисование по фото не научит разделять лицо на плоскости, не научит светотеневым отношениям и их зависимостям, рисование с фото не заставляет нас включать мозг на полную мощность. Но рисование по фото полезно в плане развития памяти - мало того, что голова запоминает некоторые формы и приёмы, тем самым пополняя "мозговую библиотеку образов", но и руки без труда со временем могут нарисовать овал лица и не промахнуться с местоположением носа и глаз. Отчасти, рисование с фото - это полезно, но... можно развиваться дальше, изучая основы и части лица отдельно от самого лица.
"Фото искажает реальность, рисуйте с натуры"
Чтобы рисовать с натуры голову человека, нужны знания. Сидеть, смотреть и рисовать силуэт и пытаться пристроить глазницы, понять, как же нарисовать чертов второй глаз, чтобы он не отличался от левого...нет, без знаний построения головы ничего не выйдет. Ну, выйдет, конечно, но такое будет стыдно показать кому-либо, хоть это рисовалось с натуры, по рекомендации матёрых художников.
И да, искажение на фото есть только при съемке на 100мм объективы и меньше, всё что больше - искажает минимально за счет меньшего угла захвата.
Что же нам даст изучение основ? Помнишь, я делала схему мурен? По точно такому же принципу и рисуется голова. Зная где что находится, мы сможем нарисовать её в любом ракурсе. К примеру, тебе дали фото, где человек повернут не очень удобно для рисования, да и не очень эстетично, а ты возьмешь и развернешь его так, чтобы рисунок выглядел круто и живописно. А? Как тебе такая идея?
Или фото, на котором не видно половины лица. Ты без труда сможешь построить лицо целиком, если знаешь основы. То есть, если ты планируешь работать рисуя на заказ, тебе не придется отказываться от доброй половины портретов только потому, что фото не качественное. Больше заказов - больше довольных заказчиков.
Поэтому стоит научиться разбивать лицо (тут должна быть точка, но...нет.) на плоскости. Я подготовила несколько схем, которые тебе пригодятся. Некоторые из них можно почерпнуть в учебной литературе. Возможно, что с первого раза выйдет кривовато, но тут главное - дело практики. Чем больше - тем лучше.
Второй секрет успеха в рисовании портрета, это, конечно же, глаза. Это не значит, что нужно рисовать длинные ресницы для большей выразительности или ярко очерчивать веки. Контраст играет важную роль, но только на глазном яблоке. "Живость" придают блики на радужной оболочке и зрачке, которые подчеркивают выпуклость формы глаза и блики на белке , которые также подчеркивают объем, но не только того, что находится под веком, но и всей глазной впадины. Про это будет отдельная статья.
Третье - рефлексы. Добавив рефлексы даже только на крупные детали портрета (овал лица, например), ты создашь визуальный эффект большего объема, чем на исходном фото, где этих рефлексов и в помине нет. Это круто.
Помимо всего этого не стоит забывать про симметрию, даже если человек, которого ты рисуешь не очень симметричный. Скажу по секрету,"красивое лицо" - симметричное лицо. Конечно, можно долго спорить, что должны быть большие глаза, пухлые губы и так далее, но эти критерии не всеобъемлющие. Я, к примеру, не люблю пухлые губы, а кому-то нравятся далеко-посаженные маленькие глаза. Но если лицо при этом будет симметричное, то оно будет казаться нам красивым. Не забывай про ось симметрии, которая проходит ровно посередине лица. Нос и губы двигаются вверх и вниз, в зависимости от пропорций. Не в бок, а только по вертикали. А вот глаза двигаются от оси симметрии и в бок, то приближаясь или отдаляясь от неё, и вверх-вниз. Всё зависит от пропорций. Но всегда стоит начинать рисовать именно с оси симметрии, чтобы рот и нос находились на одной линии, и никуда не уехали - так сохраняется целостность картины.
Пропорции...Да, мы можем всех подряд подогнать под классические пропорции, которые описываются в любой учебной-рисовальной литературе. Кстати, очень занятная тема для изучения. Но хоть ты тресни, у всех свои пропорции. Если у тебя, к примеру, близко-посаженные глаза, то ты уже не вписываешься в пропорции "расстояние между глаз равно длине одного глаза". А если я нарисую тебя именно по "стандартным" пропорциям, то ты не будешь похож сам на себя. Это плохо.
Если я начну рисовать диснеевскую принцессу по той же классической схеме, то выйдет, мягко говоря, черт знает что, а не уникальный диснеевский стиль. Стиль - это особенность, какая бы то ни была - от пропорций до даже инструментов рисования. Мультяшный стиль, реализм, полу-реализм - всё это имеет место быть. Изучение различных стилей расширяет твои знания и возможности, пополняет твою "мозговую библиотеку".
Вариаций пропорций великое множество.
Я сделала схемы только (!) по расположению носа, рта, глаз, а ты только представь, что есть вариации по формам, длине, ширине этих самых глаз,ртов и носов. Если ты рисуешь с фото на заказ, то не подгоняй человека под свои пропорции, а ищи его уникальные пропорции (как тогда, ориентирные точки у мурен или любого другого животного ). А если ты рисуешь не на заказ, то у тебя есть огромное поле для полёта фантазии, ведь можно поиграться с формами и их местоположением. Но всё равно не забывай про ось симметрии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий