понедельник, 13 июня 2016 г.

Зачем рисовать с натуры?

Я очень наблюдательный человек с развитым аналитическим мышлением. Примерно с 2007 года я рисую почти каждый день, если не считать одного большого (6 месяцев) перерыва. Рисованием с фотографий развивается память и наблюдательность. А наблюдательность активирует воображение и аналитическое мышление. Я старалась всегда рисовать по памяти, потому что часто видела фразу "рисовать с фото - плохо", поэтому работы получались, сам понимаешь...кривенькие.

Когда ты впервые в жизни берешь в руки карандаш с настроем "сейчас я что-то нарисую!", то, по моим наблюдениям, в 90 случаях из 100 это "что-то" - портрет.
Не делай так. Это плохая идея - начинать рисовать с того, что включает в себя много процессов (построение, разделение на формы, уточнение свето-теневых отношений, детализация). Готова поспорить, что ты пропускаешь часть этих процессов, а про существование некоторых даже и не знал. Поэтому, сейчас я расскажу на примере рисования с натуры, что же нам нужно делать и зачем.
У меня под рукой оказались вот такие ребята. Я начинаю с простых форм, потому что сложные рисовать сложнее (прости за каламбур).
Делая построение я не отталкиваюсь от обычных форм - куб, шар, цилиндр, потому что я не могу определить что это за форма у каждой фигурки. Поэтому, я намечаю силуэт каждого из них, сначала определяя высоту и ширину каждой фигурки. Таким образом мы построили квадраты и прямоугольники. И уже внутрь них мы вписываем более точные изгибы каждой фигурки, создавая более точный силуэт.
А как мы обычно рисуем портреты? Сразу пытаемся создать изгибистые формы, поэтому иногда можем промахнуться и именно по этой причине рисунок выходит кривым.
Теперь доводим до ума форму, максимально приближаем к реальной
Это уже больше похоже на правду. Теперь, взглянем на детали. Тут явно не хватает лиц. Я выискиваю самые темные участки на фигурках и изображаю их на рисунке
Теперь я, вооружившись твердым карандашом...прищуриваюсь. Зачем? Ты не поверишь, но так тебе будет проще увидеть где находится свет и тень. Твердым карандашом намечаю всё, что темнее самых светлых участков.
Делаем это медленно, включаем наблюдательность и по сто раз сверяемся с живыми фигурками. Я не сразу заметила, что крайнего левого персонажа есть светлая полоска, которая идет через всю спину.
Откуда эти светлые участки сзади фигурок? Этот свет идет сзади, от монитора моего компа, потому что эти штуки стоят на клавиатуре. Запомни, что светлые участки это результат того, что на них что-то светит. Если на портрете светлый участок посередине пипки носа, то это вовсе не значит, что всё вокруг будет темное (щеки, например). Источник света может быть маленьким (фонарик) или большим (прожектор), и от этого зависит интенсивность бликов вокруг носа - а это и губы, и щеки и даже нижнее веко. Главное - наблюдай. Очень внимательно наблюдай и пытайся определить где находится источник света на твоем будущем рисунке или исходном фото (если ты рисуешь с фотографии).
Иногда бывает так, что источник света один, и никакого блика сзади быть не может. И рисунок, возможно, выглядит из-за этого плоско. Как будто чего-то не хватает. В таком случае нам поможет рефлекс. 
 Рефлекс это такой вид блика, грубо говоря. Обитает он в тени.
Например, вот тут :

Рефлексы могут быть очень очень мелкими и незаметными, но благодаря им визуально добавляется объем рисунку.


А вот тут, желтым кружочком, я обозначила то, что может на первый взгляд показаться рефлексом.
Но на самом деле это боковой источник света.

Так вот, рисуем дальше. Я просто смотрю и рисую то, что вижу. В моей "копилке знаний" откладывается форма - я видела её живьем, она не подходит под категории "простых форм", таких как куб/шар/конус/цилиндр/пирамида, но я знаю как её можно нарисовать.
Вот в чем смысл рисования с натуры - в твоей голове появится целый архив полезных материалов. Ты начнешь понимать как построить форму, куда смотреть, что искать. Точно также ты начнешь мыслить, когда будешь рисовать из головы или с референса. То есть, ты будешь стремиться делать не копию с фото, а именно строить и мыслить, как можно сделать рисунок более объемным и реалистичным.
А как обычно мы рисуем? Многие начинают рисовать портрет с глаза. Естественно, второй выйдет кривым, потому что построение нужно начинать с общей формы головы. Иначе теряется целостность всего лица - глаза отдельно, нос отдельно, рот отдельно, волосы отдельно.
 Рисование с натуры помогает понять форму и как она себя ведет при определенных условиях - разное количество источников света, разное положение в пространстве и степень отдаленности. Я уж молчу, что у разных материалов разная степень отражаемости и прозрачности. Натура - это как учебник рисования без букв, но этот учебник кроит много знаний, если ты не будешь лениться и частенько изучать его.
 Фотография может врать, фотография может оказаться плохого качества и на ней может недоставать каких-то основных деталей. Зная построение форм, необычных форм - глаз например - ты без труда сможешь самостоятельно дорисовать второй глаз,к примеру, на портрете девушки, даже если он скрыт волосами на исходном фото. Так что, не противься страшному слову "натура", ведь это действительно полезно.

В дальнейшем я расскажу, какими еще способами можно рисовать с натуры, но это будет уже на более "продвинутых" этапах уроков.



Комментариев нет:

Отправить комментарий